Главная
Главная История самолётов Истребители Бомбардировщики Штурмовики Разведчики Специальные Морская авиация Пассажирские




Ту-141

В 60-х годах в ОКБ А.Н.Туполева были созданы беспилотные летательные аппараты ДБР-1 (Ту-123), ДБР-2 (Ту-139). Опыт, полученный при их разработке и эксплуатации, позволил перейти к работам над полностью спасаемым беспилотным разведывательным комплексам тактического и оперативно-тактического назначения следующего поколения.

В конце 60-х годов под руководством Г.М.Гофбауэра одновременн началась разработка двух комплексов: ВР-2 "Стриж" и ВР-3 "Рейс". Многие технические решения комплексов и компоновка обоих самолётов были сходными. Отличия заключались только в дальности действия и размерах. Первоначально самолёт "141" предполагалось создать как двухрежимный (он должен был преодалевать фронтовую ПВО противника на трансзвуковой скорости, а разведку вести на крейсерской дозвуковой скорости). Про предварительным расчётам это привело бы к резкому усложнению конструкции и росту стартовой массы, а следовательно к снижению надёжности и увеличению стоимости. Поэтому было принято решение разрабатывать однорежимный аппарат с дозвуковой скоростью. При этом отказались от варианта посадки на аэродром на лыжу, перейдя к варианту парашютной посадки с включением тормозных устройств на последнем этапе.

Прототип самолёта "141" совершил первый полёт в декабре 1974 года. Серийное производство Ту-141 было развёрнуто на Харьковском авиазаводе в 1979 году. После проведения заводских и Государственных испытаний комплекс "Стриж" принят на вооружение.

Беспилотный самолёт Ту-141 предназначен для проведения разведывательных операций на глубину в несколько сотен километров от линии фронта. Может вести разведку в любое время суток. Кроме разведывательного варианта разрабатывлся ещё и самолёт-мишень.

По конструкции Ту-141 аналогичен Ту-143, но имеет большие габариты и расширенный состав оборудования. Он построен по аэродинамической схеме бесхвостки с трапецевидным (58° по передней кромке) низкорасположенным крылом малого удлинения. При транспортировке часть консолей крыла отклоняется в вертикальное положение. В передней части установлено трапецевидное ПГО (41,3° по передней кромке), переставляемое на земле в пределах 0-8° (в зависимости от центровки самолёта). Шасси трёхопорное пяточного типа. Силовая установка состоит из ТРД КР-17А (первые 10 самолётов оснащались Р-9А-300). Двигатель установлен под углом 4,5° к оси самолёта. Для старта используются пороховой ускоритель (монтируется под хвостовой частью фюзеляжа). Посадочный и тормозной парашюты находятся в обтекателе в хвостовой части. Имеется также твердотопливная тормозная система. В состав оборудования входят фотоаппараты и инфракрасная разведывательная система. Навигационная система обеспечивает нормальную работу разведчика на большом удалении от места старта.

Наземное обслуживание, транспортировка и старт самолёта-разведчика осуществлялся с помощью наземных мобильных средств СПУ-141, ТЗМ-141, МТ-141, КПК-141 и ПОД-3.

Всего в 1979-1989 годах было изготовлено 152 самолёта Ту-141. Комплекс поступил, в основном, в части, дислоцированные на западных границах СССР. После распада СССР большая часть их досталась Украине. Один Ту-141 экспонируется в музее ВВС в Монино.

Модификации самолёта:

"141" - прототип. Первый полёт в декабре 1974 года.
М-141 (ВР-2ВМ) - радиоуправляемая мишень.
Ту-141 (ВР-2, "Стриж") - серийный беспилотный разведчик. В 1979-1989 годах изготовлено 152 самолёта.