Главная
Главная История самолётов Истребители Бомбардировщики Штурмовики Разведчики Специальные Морская авиация Пассажирские




Ту-22П

Самолёт радиоэлектронного противодействия Ту-22П разработан в ОКБ-156 А.Н.Туполева по теме "Сибирь-1" на базе бомбардировщика Ту-22 в 1961 году. Прототип был изготовлен путём переделки серийного Ту-22 №305. Заводские испытания продолжались до июня 1963 года. Серийное производство организовано на заводе №22 в Казани. Принят на вооружение в декабре 1968 года.

Ту-22П построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (55° по передней кромке). Крыло двухлонжеронное кессонной конструкции. Механизация крыла состоит из внутренних двухщелевых закрылков и внешних элеронов-закрылков. Фюзеляж типа полумонокок с гладкой работающей обшивкой. Горизонтальное оперение стреловидное (58°41' по передней кромке), цельноповоротное. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Тележки основных стоек шасси убираются в гондолы на крыле. Силовая установка состоит из двух ТРД РД-7М (на Ту-22ПД - РД-7М2). Двигатели установлены в хвостовой части в мотогондолах над фюзеляжем. Экипаж располагался в герметичной кабине в носовой части фюзеляжа. Для взлёта могут применяться пороховые ускорители, крепящиеся к центроплану. Для сокращения пробега при посадке используется двухкупольный тормозной парашют. Вместо пушечной установки ДК-20 в хвостовой части фюзеляжа под обтекателем установлено оборудование постановки активных помех (состав оборудования менялся в процессе эксплуатации.

Всего изготовлено 47 постановщиков помех Ту-22П. В процессе эксплуатации оборудование самолёта постоянно модернизировалось. После установки системы дозаправки топливом в полёте самолёт получил обозначение Ту-22ПД. 4 самолёта Ту-22ПД из 341 тбап применялись в Афганистане для прикрытия боевых действий Ту-22М3 вблизи пакистанской границы. Опыт боевых действий показал, что аппаратура РЭБ, установленная на самолёте, оказалась такой мощной, а диапазон частот таким широким, что глушились не только РЛС и средства военной связи, но и широковещательные радио- и телевизионные станции.

Модификации самолёта:

Ту-22П-1 - со станциями СПС-44 "Букет-4", СПС-55 и СПС-4М "Клюква" (СПС-5М "Фасоль").
Ту-22П-2 - со станциями СПС-77, СПС-4М и СПС-5М.
Ту-22П-4 - со станциями СПС-22-70, СПС-33-70 и СПС-5М.
Ту-22ПД - дальний. Отличается наличием системы дозаправки в воздухе и двигателями РД-7М2.